Москва-Петербург, или всё ли мы знаем про поребрик?
Мария Коношенко — кандидат филологических наук, доцент Центра лингвистической типологии Института лингвистики РГГУ, старший преподаватель кафедры Компьютерной лингвистики и формальных моделей языка МПГУ, старший научный сотрудник отдела африканских языков Института языкознания РАН.
В марте 2018 года исполнится 100 лет, как Москва стала столицей, а Петербург, тогда Петроград, утратил статус имперского центра. При этом петербургская речь до сих пор престижна, в отличие от других региональных вариантов русского языка, на которых говорят, скажем, в Краснодаре, Екатеринбурге или Тюмени — при всём уважении к их жителям. До сих не умолкают споры-переклички о забавных различиях между московской и петербургской речью. Некоторые петербургские слова, например, бадлон, поребрик, парадная — настолько хорошо известны, что москвичи уже почти перестали над ними смеяться.
Я родилась и училась в Петербурге, а в Москву переехала в 24 года, несколько лет назад. В своей лекции я расскажу о таких различиях между петербургской и московской речью, которые гораздо менее заметны и всплывают не в первый год жизни в столице.
- Как москвичи и петербуржцы говорят о планировках своих квартир?
- Что в Петербурге общего между фирмой-однодневкой и тесной комнатой?
- Верно ли, что образованный петербуржец способен шокировать москвича безграмотностью своей речи?
- Можно ли продать петербуржцу водолазку на avito?
Про поребрик тоже, конечно, кое-что будет.