Древнерусский

Тимо­фей Гимон, канд. ист. наук, ст.н.с. Инсти­ту­та все­об­щей исто­рии РАН

Древ­не­рус­ский язык – пря­мой пре­док рус­ско­го, укра­ин­ско­го и бело­рус­ско­го язы­ков. И в то же вре­мя – это явле­ние почти зага­доч­ное и неуло­ви­мое. Ведь язы­ком цер­ков­ной служ­бы в Древ­ней Руси был цер­ков­но­сла­вян­ский, лите­ра­ту­ра тоже по боль­шей части созда­ва­лась на цер­ков­но­сла­вян­ском, а живая речь – наобо­рот – отра­жа­ла мест­ные диа­лект­ные осо­бен­но­сти. В Нов­го­ро­де и, ска­жем, Кие­ве гово­ри­ли очень по-разному.

Так что же такое «древ­не­рус­ский язык»? Был ли вооб­ще такой язык, или это не более чем сово­куп­ность диа­лек­тов? Есть срав­ни­тель­но немно­го тек­стов, про кото­рые все уче­ные согла­сят­ся: да, они были напи­са­ны имен­но по-древнерусски.

На пре­зен­та­ции мы пого­во­рим о том, что и отку­да нам извест­но о древ­не­рус­ском язы­ке и – самое глав­ное – об отли­чи­ях это­го язы­ка от совре­мен­но­го рус­ско­го, от цер­ков­но­сла­вян­ско­го и от сред­не­ве­ко­вых реги­о­наль­ных диалектов.

Нако­нец, мы уви­дим, как выгля­де­ли тек­сты, напи­сан­ные на всех этих язы­ках и диа­лек­тах – пер­га­мен­ные кни­ги, бере­стя­ные гра­мо­ты, вос­ко­вые таб­лич­ки, граф­фи­ти на шту­ка­тур­ке цер­ков­ных зда­ний и др. И попро­бу­ем их почитать…