Поэзия, появившаяся раньше языка, или Как Заменгоф создавал эсперанто и что из этого вышло
Николай Львович Гудсков
Эсперантист с 1982 г., за это время не только выучил язык, но и написал на нём и о нём несколько книжек и брошюр. В результате стал членом Международной академии эсперанто. В редкое свободное от эсперантских занятий время занимался биологией, историей и философией науки и другими неинтересными вещами и стал кандидатом биологических наук и доцентом по философии. Впрочем, об этих вещах, чтобы они не были скучными, пишет на эсперанто.
Первые варианты международного языка, разработанные Заменгофом, известны нам по большей части по поэтическим текстам. От первого «протоэсперанто» (praesperanto) сохранилось только 4 стихотворные строчки, есть стихи, которые переписывались от проекта к проекту. С самых первых лет эсперантисты стали заниматься поэтическим творчеством. В результате жизнеспособность эсперанто и его развитие осуществлялось через поэзию. В этом и состоит преимущество проекта Заменгофа перед всеми другими конкурировавшими проектами.