Западная вера на восточной почве: японское католичество в произведениях Сюсаку Эндо
Милена Гусева
Студентка 3 курса бакалавриата факультета иностранных языков и регионоведения МГУ им. Ломоносова
«О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, не встретиться им никогда», — написал английский писатель, поэт и новеллист Редьярд Киплинг в знаменитой «Балладе о Востоке и Западе». Однако так уж повелось на свете, что этим двум параллельным мирам всё же приходится достаточно часто друг с другом встречаться. Одна из таких судьбоносных встреч произошла в конце XVI века, когда с лёгкой руки миссионеров-иезуитов в далёкой азиатской стране под названием Япония был заложен первый камень в основание неоднозначного и противоречивого явления, которое условно можно обозначить как «японское католичество». На протяжении столетий оно претерпело множество изменений, встретило благосклонное отношение местных правителей, пережило жестокие гонения на всё иноземное, почти исчезло во времена политики изоляционизма и, наконец, будто подражая Самому Христу, воскресло, пусть и с небольшим количеством последователей, как только Япония сложила с себя добровольный запрет на общение с внешним миром.
В XX веке одним из главных выразителей идей и настроений японских христиан-католиков стал выдающийся писатель Сюсаку Эндо, чьи художественные произведения были с восторгом приняты читателями и критиками как на его родине, так и за рубежом. Центральная тема его творчества — осмысление самой возможности и характерных особенностей христианства в Японии.
На лекции мы вместе с вами попытаемся переосмыслить японское католичество – такое, каким его изобразил, будучи его частью, Сюсаку Эндо в романах «Молчание», «Самурай» и «Скандал» – как своеобразный продукт столкновения менталитетов представителей Востока и Запада.
В течение 50-ти минут мы узнаем:
- когда и в каких исторических обстоятельствах в Японию было завезено католичество и почему оно так и не стало государственной религией японцев;
- можно ли изучать историю по романам Сюсаку Эндо и сколько в них художественного вымысла;
- есть ли смысл объяснять японцу понятия «бог» и «грех»;
- почему многих японцев не прельщала перспектива попасть в рай;
- какие «двойные стандарты» применялись к католикам в японском обществе XX века.