Замена немецкого государственного типографского шрифта — шаг к войне
Леонид Котович, преподаватель курсов латышского языка при Московском обществе латышской культуры
В начале ⅩⅩ века в Германии использовался только один официальный государственный типографский шрифт немецкого языка. Это был готический шрифт (фрактура). Рукописное начертание букв сильно отличалось от печатного текста. Пишущая машинка тоже не могла повторить сложный типографский шрифт, поэтому образовалась ещё одна, третья система письма. В то время на территории Латвии для латышского языка тоже использовался только готический типографский шрифт. Так на латышском языке напечатана семейная библия моей семьи, изданная в 1865 году.
В отличие от готического, латинский шрифт (антиква), разработанный ещё в Древнем Риме, гораздо удобнее читать и легче учить. Латинский шрифт можно написать как пишущей машинкой, так и от руки.
На лекции я расскажу, как по-разному в Латвии и в Германии переходили на официальный латинский типографский шрифт. Германия это сделала только в 1941 году. Директива Мартина Бормана, написанная в январе 1941 года, начинается со слов «мы посовещались с фюрером...».
Значительная часть Европы уже была оккупирована Германией. Почему же сам фюрер занялся типографским шрифтом? Потому, что это был шаг к новой войне на восток. Если вы не догадываетесь, как типографский шрифт может иметь военное значение, то приходите на лекцию. Если догадываетесь, то свою догадку сможете сравнить с моей.