Окаменелости в языке и фольклоре

Мак­сим Рус­со

Науч­ный сотруд­ник Инсти­ту­та язы­ко­зна­ния РАН, пре­по­да­ва­тель Шко­лы юно­го фило­ло­га на фил­фа­ке МГУ.

Сбро­шен­ные с небес мятеж­ные анге­лы цеп­ля­ют­ся за обла­ка в надеж­де удер­жать­ся, но апо­стол Миха­ил обру­ба­ет им паль­цы.
Огром­ный зверь живет под зем­лей, а если слу­чай­но вый­дет на поверх­ность, то тут же уми­ра­ет.
В голо­ве жабы нахо­дит­ся чудес­ный камень спо­соб­ный исце­лять эпи­леп­сию и слу­жить про­ти­во­яди­ем.
Апо­стол Павел избав­ля­ет жите­лей Маль­ты от страш­но­го дра­ко­на.
Трол­ли зажи­га­ют све­чи по ночам, что­бы зама­нить неосто­рож­ных пут­ни­ков в боло­то.
Раз­бой­ник и чаро­дей Сте­пан Разин после смер­ти осуж­ден грызть камен­ные кара­ваи.
Бог Виш­ну вопло­ща­ет­ся в обра­зе чер­но­го кам­ня и заклю­ча­ет брак с рас­те­ни­ем.
Все эти исто­рии люди рас­ска­зы­ва­ли о встре­чен­ных ока­ме­нев­ших остан­ков древ­них живот­ных. В крат­ком виде исто­рии отра­зи­лись в народ­ных назва­ни­ях этих ока­ме­не­ло­стей (чер­то­вы паль­цы, све­чи трол­ля, жабий камень, зем­ля­ной бык). Поэто­му наш рас­сказ пой­дет от назва­ний к легендам.

Пред­ва­ри­тель­ное вре­мя и место в рас­пи­са­нии: вто­рой блок (14:00 — 14:45), ауди­то­рия 503.